Самость и инфляция эго
Подлинный центр личности, который в некоторых источниках называется высшее Я, а в аналитической психологии — Самостью неразрывно связан с Эго. Вот только нередко контакт Эго/Самость происходит в одну сторону: Самость дает, а Эго присваивает себе. Аналитическую психологию нередко упрекают в мистицизме, поэтому, во избежание этого, скажу, что понятия, близкие к термину Самость можно встретить и в иных источниках, даже в советской психологии, где истинное Я предполагалось в реализации отдельным человеком высших ценностей — служения другим, в частности. Самость — та часть души, которая непосредственно связана с надличностными силами — для каждой культуры они свои.
Мы не родились с готовым зрелым Эго. Способность Эго к взаимному контакту с Высшим (Самостью) указывает на подлинное развитие личности. И не так уж важно, каким путем человек идет покорять свои вершины, какие способы использует, какой философии придерживается. Но дорога развития — горная дорога, легче по ней спускаться, причем, при полной иллюзии, что вершина все ближе и ближе.
Известный аналитический психолог Э. Эдингер так описывает инфляцию Эго: Я употребляю термин «инфляция» для описания психологической установки и состояния, которое сопровождает идентификацию эго с Самостью. В этом состоянии нечто малое (эго) присваивает себе качества чего то большого (Самости) и в результате настолько увеличивается, что выходит за пределы своих размеров. Мы рождаемся в состоянии инфляции. В младенческие годы не существует ни эго, ни сознания. Все находится в сфере бессознательного.
Латентное эго пребывает в состоянии полной идентификации с Самостью. Если Самость рождается, то эго созидается. Но поначалу все есть Самость. Нойманн описывает это состояние с помощью образа уробороса (пожирающего свой хвост змея). Поскольку Самость составляет центр и всю совокупность психической жизни, эго, находясь в состоянии полной идентификации с Самостью, воспринимает себя как божество. Мы можем сформулировать эту мысль в форме ретроспективы, хотя младенец, разумеется, так не думает. Он пока вообще не способен думать. Вся его психическая жизнь и переживания группируются вокруг априорного допущения существования божества. Это первоначальное состояние бессознательной целостности и совершенства служит причиной нашей ностальгии по своим истокам, как личным, так и историческим. Многие мифы описывают первоначальное состояние человека как состояние округленности, целостности, совершенства или блаженства.