Влияние арт-терапии на взаимоотношения детей и родителей
Здоровые отношения в семье, где есть поддержка, любовь, принятие, возможность совершать ошибки, экспериментировать и развиваться личности, это те витамины и залог благополучия ребенка, когда все в жизни ему будет даваться значительно легче. Факт? Факт! И методов, которые разрешают трудности во взаимоотношениях родителей и детей множество.
Здесь важно ненавязчиво, в процессе спонтанного творчества, помочь родителю и ребенку познать жизненные ценности и личностные интересы друг друга, понять индивидуальность, почувствовать настроение. Потому творческая деятельность гармонично сочетает воспитательный, развивающий, диагностический и коррекционный процессы, создавая основу для создания доверительных эмоциональных отношений.
Давайте рассмотрим те уникальные терапевтические аспекты, оказывающие влияние на преодоление трудностей общения между родителями и детьми, которые предлагает арт-терапия.
Вербальный уровень общения связан с языком и выражается в общем разговоре, в том числе и во время терапевтической встречи. Невербальный символический уровень общения выражается через метафорические и визуальные образы. Подсимволический уровень коммуникации связан с выражением через несимволическое содержание, такое как физические и сенсорные процедуры, а также через цвета, линии и формы. Арт-терапия одновременно включает в себя все три этих вида общения, но самое главное, совместное художественное выражение во время взаимодействия родителей и детей.
Техники арт-терапии являются одним из самых эффективных элементов психологической коррекции. На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт применения арт-терапии в работе с детьми и родителями.
Как отмечает Александр Иванович Копытин, создатель оригинальной отечественной модели системной клинической арт-терапии (арт-психотерапии) терапия искусством позволяет развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки); самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим; развивать ценные социальные навыки (в групповой работе); освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияют на окружающих; повышать самооценку; развивать навыки принятия решений; расслабиться, выплеснуть отрицательные мысли и чувства; реализовать свою способность к творчеству разными средствами, включая изобразительное искусство.
В процессе арт-терапии ребенок получает возможность пережить болезненные для него ситуации и начать избавляться от стереотипного поведения и отношений с родителями, которые мешают. Творческая деятельность стимулирует желание детей общаться, расширять межличностные отношения.
В арт-терапии детям предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, скульптура, дизайн, мелкая пластика, резьба, выжигание, чеканка, гобелен, мозаика, фреска, витраж, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения и более четкого, тонкого выражения своих переживаний, выявления проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения – с другой.
В практике преодоления трудностей общения с родителями, в арт-терапии с детьми используют 5 типов заданий:
• человек в его взаимодействии с окружающим предметным миром и людьми (например, «Моя семья», «Мое любимое занятие»);
• образно-символический тип, что предполагает рисование, связанное с морально-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребенка, а также изображение эмоциональных состояний и чувств – «Радость», «Гнев», «Страх» и др.;
• игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, и т. п), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей – «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом (цветотерапия), пластилином, тестом (создание простейших форм с их последующим разрушением по типу игр «разрушение — строительство»);
• задачи на совместную деятельность: они могут включать задания предыдущих видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения с родителями, улучшение отношений в системе «дети – родители».
В процессе рисования, общение между родителем и ребенком происходит несколькими способами: иногда ребенок создает, а родитель наблюдает, иногда партнеры создают вместе друг с другом, и часто родитель и ребенок создают произведение искусства вместе. Это обеспечивает уникальное пространство для общения и самовыражения. В частности, совместное творчество, создает уникальную обстановку с большим терапевтическим потенциалом.
После рисования родитель и ребенок смотрят на картину с терапевтом, обсуждают общий опыт, дают картине название и создают общую историю о картине. Анализ готовой картины, предполагает, что созданные совместно элементы, сюжеты, детали, позволят раскрыть неявные отношения, помогут найти причины трудностей общения, найти пути решения.