Любовь к себе.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что человеку не хватает «любови к себе». Также это называют недостатком самопринятия. Мы часто слышим, что любить себя — это эгоизм, любить себя – грех, любить других – добродетель. Слово «эгоизм» у нас в культуре носит ярко оценочный характер. Считается, что эгоист — плохой человек. Фрейд описывает любовь к себе с точки зрения психиатрии, любовь к себе – это нарциссизм, либидо, направленное на самого себя. Нарциссизм – это самая ранняя стадия человеческого развития, вернувшийся к этой стадии человек не способен любить, крайняя степень этого явления –душевная болезнь. Э. Фромм считает, что представление, согласно которому понятия «любовь к другим» и «любовь к себе» исключают друг друга, несостоятельно. Если любить своего ближнего как человека – добродетель, то и любить себя самого тоже должно быть добродетелью, а не пороком, поскольку я тоже человек. Наши отношения к другим и к самим себе не только не противоречат друг другу, но и связаны. Любовь к другим и любовь к себе не исключают друг друга, любовь к самому себе обнаруживается у всех тех, кто способен любить других. Истинная любовь есть проявление плодотворного начала; она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание.
Если допустить, что любовь к себе и любовь к другим взаимосвязаны, как тогда объяснить эгоизм, который, исключает всякую подлинную заинтересованность в других? Кто же такой эгоист? Разобраться, в сущности, эгоизма будет легче, если сравнить его с чрезмерным беспокойством за других, проявляющимся у не в меру заботливой и тревожной матери. На сознательном уровне она твердо уверена, что чрезвычайно заинтересована в своем ребенке, на самом же деле она испытывает к объекту своей озабоченности глубоко подавленную враждебность. Она озабочена не потому, что слишком любит ребенка, а потому, что не любит его вовсе и вынуждена это компенсировать. Эгоист интересуется только собой, хочет, чтобы все было только для него, испытывает наслаждение, только получая, но не отдавая, воспринимает внешний мир только с точки зрения того, что он может из него извлечь, его не интересуют потребности других, он не уважает их достоинство и целостность, ничего не замечает, кроме себя, судит обо всех и обо всем с точки зрения полезности для себя, и он в принципе не способен любить. Но эгоизм не равнозначен любви к себе. Эгоист любит себя скорее слишком мало, чем слишком много; в действительности он себя ненавидит. Этот недостаток заинтересованности в себе самом и заботы о себе, опустошает и фрустрирует его, он неизбежно несчастен и лихорадочно стремится получить от жизни те блага, доступ к которым сам же себе закрывает. Кажется, что он заботится о себе слишком много, но на самом деле он всего лишь делает неудачные попытки восполнить недостаток заботы о своем подлинном «Я». Это и есть нарциссизм. Любовь к себе — это не эгоизм. Любовь — отражение нашей личности, и если человек эгоист, то и его любовь к себе будет эгоистична. Строго говоря, тут правильнее говорить не о любви к себе, а о влюбленности в себя. Очарование собой, поглощенность собой, преувеличение своих достоинств — это признаки влюбленности в себя, и такая влюбленность действительно достаточно эгоистична.
Другая полярность — это невротический «альтруизм», представляющий собой симптом невроза, в основе которого депрессия, усталость, неработоспособность, неудачи в любви и т. д. «Альтруизм» чаще не ощущается как симптом, он является компенсирующей чертой характера, которой такие люди гордятся. Такой «альтруист» «ничего не хочет для себя», он «живет только для других», он гордится тем, что не придает значения своей особе, что его способность любить и радоваться парализована, он преисполнен враждебности к жизни, а за фасадом альтруизма скрывается неуловимая, но от этого не менее сильная концентрированность вокруг самого себя. И он бывает озадачен, обнаружив, что, несмотря на свой альтруизм, он несчастен, несостоятелен в отношениях с самыми близкими людьми. «Альтруистическая» мать думает, что благодаря ее альтруизму дети как раз и узнают, что значит быть любимыми, и сами, в свою очередь, научатся любить. Но ее дети не похожи на счастливцев, убежденных, что их любят; они беспокойны, находятся в постоянном напряжении, боятся неодобрения матери и тревожатся, как бы не обмануть ее ожиданий, обычно на детей действует скрытая враждебность матери к жизни, которую они скорее чувствуют, нежели осознают, и постепенно они сами проникаются духом этой враждебности. Влияние «альтруистичной» матери не слишком отличается от влияния эгоистичной, оно часто даже хуже, потому что альтруизм матери не позволяет детям относиться к ней критически. Они вынуждены стараться не разочаровать ее; под маской добродетели их учат ненавидеть жизнь. Влияние же матери, которая по- настоящему любит себя, по истине не оценимо потому, что нет более верного способа дать детям почувствовать, что такое любовь, радость и счастье, чем любовь такой матери.
Так что же такое любовь к себе?
В любви к себе четыре важных направления: внутреннее благополучие (ментальное и психическое здоровье), забота о своем физическом здоровье (здоровый образ жизни и спорт), развитие своей культуры (образование и воспитанность) и забота о своей внешности.
Если у есть вас потребность двигаться вперед, развиваться, потребность заботиться о других, потребность любое дело осваивать достойно и качественно, то удовлетворяя такие высшие потребности, потребности взрослого человека, у вас будет больше оснований любить себя и будет чем гордиться. Если вы любите себя, вы дадите себе силу и право управлять своей жизнью.