Средства от ангедонии и механизмы осознанности
Все мы чувствуем, что жизнь должна быть чем-то большим, чем борьба за выживание, что она должна быть наполнена радостью и любовью. И если любви и радости нет в нашей жизни, мы, мечтая о счастье, устремляемся на поиски веселья, но забываем, что подлинное основание для радости — это удовольствие, которое мы чувствуем в своем теле.
Ангедония это утрата способности получать удовольствие. При этом симптоме человек не испытывает положительных эмоции, связанных с определенными занятиями и ситуациями. Он обращается к терапии, потому что его не радует жизнь, он неспособен получать удовольствие от жизни. Практика показывает, что эта неспособность — следствие того, что сознательная жизнь человека не охватывает в нужной мере его тело и его разум.
Удовольствие содержит в себе значительную бессознательную составляющую, которая ответственна за его спонтанный̆ характер. Оно не подвластно управлению. Оно может возникать в самых неожиданных ситуациях: при виде цветка, растущего у дороги, в разговоре с незнакомцем.
Удовольствие может ускользнуть и при самых тщательных приготовлениях к приятному времяпровождению. В действительности, чем усерднее к нему стремиться, тем меньше вероятности его получить. И если, достигнув удовольствия, человек хватается за него, оно исчезает прямо на глазах. Удовольствие нестабильно. В то время как хороший̆ кусок мяса возбуждает наш аппетит, два хороших куска могут обернуться несварением желудка. Часто бывает так, что обед, понравившийся вчера, сегодня нас уже не радует. Роберт Берне писал: но счастье — точно маков цвет: сорвёшь цветок — его уж нет.
В состоянии удовольствия воля слабеет, а эго ослабляет контроль над телом. Подобно слушателю на концерте, который̆ закрывает глаза и позволяет себе полностью погрузиться в музыку, испытывающий̆ удовольствие человек позволяет чувствам доминировать над всем остальным. Чувство берет верх над рассудительностью и волей̆. Удовольствием нельзя овладеть. Человек должен отдаться удовольствию, то есть позволить ему овладеть всем своим существом.
Удовольствие во многом зависит от настроения. Трудно наслаждаться красивым предметом, когда находишься в подавленном состоянии, так же как чувствовать аромат розы с заложенным носом. Однако хорошее настроение, являясь непременным условием для наслаждения, вовсе не служит гарантией̆ удовольствия. Часто мы идём в кино или театр с определенным ожиданием и в приподнятом настроении, чтобы через пару часов можем выйти оттуда опустошенным и разочарованным. Для удовольствия необходима гармония между внутренним состоянием и внешней̆ ситуацией̆. Развлечение может быть приятным лишь тогда, когда человек находится в соответствующем настроении, и не доставит ничего кроме дискомфорта, если он нуждается в тишине и покое. И не так уж много ситуаций способны доставить большее разочарование и огорчение, чем сексуальные отношения, в которых иссякли чувства. Даже самые изысканные блюда не вызовут восторга у человека, отдающего предпочтение простой пище. Сходным образом, в то время как плохие условия работы могут лишить человека удовольствия от своей̆ деятельности, хорошие условия необязательно сделают его работу приятной̆.
Каждому человеку в жизни приходилось испытывать удовольствие, которым сопровождается выздоровление после болезни или восстановление после несчастного случая. В первый̆ день, когда к человеку возвращается обычное здоровое состояние, он испытывает острое наслаждение и радуется полноте жизни. Как это, оказывается, здорово, — глубоко вдохнуть! Как удивительна легкость и свобода движений! Потеря здоровья заставляет человека вспомнить о своем теле и осознать важность хорошего самочувствия. Как жаль, что осознание — это кратковременно. Как только человек возобновляет свою обычную деятельность, он тут же оказывается во власти стимулов, разобщающих его с телом. Захваченный̆ событиями и объектами внешнего мира, он быстро забывает, что удовольствие есть восприятие полноты существования здесь и сейчас, а это означает находиться в полном контакте с телом. Он пренебрегает простой истиной̆: чтобы жить, человек должен дышать, и чем лучше человек дышит, тем больше в нем жизни. Он может время от времени замечать ограниченность своего дыхания и иногда, особенно в стрессовых ситуациях, чувствовать, что задерживает дыхание, но не придает этому особого значения. Можно даже признать, что, лихорадочный̆ темп жизни не позволяет вздохнуть полной̆ грудью.
Почему у многих людей не получается дышать легко и глубоко? Ответ в том, что дыхание возбуждает чувства, а люди боятся чувствовать. Страшно почувствовать свою печаль, свой гнев и свой страх. В детстве мы задерживали дыхание, чтобы остановить плач, отводили назад плечи и напрягали грудь, чтобы сдержать гнев или сжимали горло, чтобы подавить крик. Глубокое дыхание заряжает тело и, в буквальном смысле, привносит в него жизнь. Никому не надо объяснять, как выглядит живое тело: блестящие глаза, хороший̆ мышечный̆ тонус, красивый̆, однотонный̆ цвет кожи и теплое тело. Всё это будет иметь место, если дышать глубоко. Мы должны стремиться сознавать тенденцию задерживать дыхание в ситуации и сознательно стараться легко и глубоко дышать. Такое произвольное дыхание может в некоторой̆ степени противостоять тем воздействиям среды, с которыми нам приходится сталкиваться постоянно.
В основе любого переживания подлинной̆ радости или счастья лежит телесное ощущение удовольствия. Веселым может быть лишь действие, доставляющее удовольствие. При отсутствии удовольствия «симулирование веселья» становится мрачной̆ шарадой̆. То же самое относится и к счастью. Без чувства удовольствия счастье не более чем иллюзия. Истинное веселье и настоящее счастье наполняются смыслом через удовольствие, которое испытывает человек в данной̆ ситуации. Однако для того, чтобы испытывать удовольствие, необязательно веселиться. Можно находить удовольствие и в обычных жизненных обстоятельствах. Работа, как правило, не считается поводом для веселья или основанием для счастья, и, тем не менее, все мы знаем, что она может стать источником удовольствия. Это зависит, конечно же, от условий рабочей̆ ситуации и отношения человека к выполняемой задаче. Работа серьезна, она требует определённой дисциплины и самоотдачи, она нацелена на желаемый̆ результат. Но работа может быть удовольствием, если человек готов легко, свободно и в полной̆ мере потратить энергию, которая требуется для ее выполнения. Никому не доставит удовольствие деятельность, к которой̆ принуждают внешние силы или которая требует больше энергии, чем человек может себе позволить. В том случае, если рабочая ситуация принята добровольно, полученное удовольствие по степени будет сравнимо с тем, насколько легко и естественно энергия была отдана работе. Удовольствие можно получить как от результата, так и от самого процесса, при условии профессионализма и полной самоотдачи в любой̆ деятельности. От мытья полов до грандиозных проектов, частичная вовлеченность ведет к отделению от деятельности и возникновению напряжения. Даже такие рутинные обязанности, как уборка и вытирание пыли могут доставить удовольствие. Женщина, находящая удовольствие в уборке или приготовлении еды, в действительности получает его от вовлеченности в процесс физического труда, она отдает себя задаче. Женщина, которая спешит, стремясь поскорее избавиться от нудной̆ обязанности, или выполняет ее механически, может добиться результата, но не получит при этом удовольствия.
Удовольствие и творчество диалектически связаны. Без удовольствия не может быть творчества. Без творческого отношения к жизни нет удовольствия. Удовольствие стимулирует творчество и открытость, а творчество добавляет в жизнь удовольствие и радость. Дети обладают способностью полностью отдаваться своей̆ игровой̆ активности, из которой̆ извлекают море удовольствия через самовыражение. Они проявляют в игре творческий̆ импульс, свойственный̆ человеческой̆ личности и чувство лености им не знакомо. Часто в этой̆ деятельности задействована большая доля воображения. Легкость, с которой̆ ребенок может притвориться или выдумать, указывает на богатство его внутреннего мира, являющегося для него неисчерпаемым источником эмоций и переживаний. Благодаря относительной̆ свободе от обязанностей̆ и давлений, воображение преобразует окружающий̆ ребенка мир в сказку, даря неограниченные возможности для самовыражения и удовольствия. Творчество взрослых берет начало в том же источнике и имеет те же самые мотивы, что и творческая игра детей̆. Оно происходит из стремления к удовольствию и потребности самовыражения и продуцирует удовольствие. Взрослые не только могут так же притворяться и фантазировать как дети, воображение способно преобразить внешний̆ вид вещей̆ в целях игры или работы.
Человек не может сделать преследование удовольствия главной целью своей жизни. Природа удовольствия такова, что чем сильнее человек стремится к нему, тем дальше оно ускользает от него. Удовольствие неразрывно связано с достижением, и жизнь, в которой нет достижений, в той же степени лишена и удовольствия. Однако каждому из нас знакомы люди, чье навязчивое стремление к достижению и успеху лишило их всяческого удовольствия и сделало их неспособными наслаждаться жизнью. Получение масштабного удовольствия требует самодисциплины. Посвящение себя определенной цели или задаче обязательно подразумевает пожертвование какими-либо сиюминутными удовольствиями. Человек, неспособный отсрочить немедленное удовлетворение своих желаний, уподобляется младенцу, чьи достижения равны нулю и чье удовольствие значимо только для него самого. Постепенно, с укреплением своей связи с реальностью, мы можем переходить от защитной позиции и эго-контроля к открытой позиции и творческому отношению к жизни.
В терапии ангедонии необходимо дотянуться через все слои прямо к сердцу индивида. Чтобы открыть сердце человека навстречу радости, нужно прежде всего вернуть его невинность. Надо возродить его веру в себя и в жизнь. Это осознание своих истинных желаний и правильная их реализация. Другими словами, надо вернуть человека в то состояние, в котором эти качества были частью его существа. Этим состоянием является детство. Человек, который может принять ребенка внутри себя, способен наслаждаться жизнью. В нем живо чувство удивления, которое откроет перед ним дверь в новый опыт. У него достаточно возбуждения, чтобы с энтузиазмом откликнуться на этот опыт. В нем достаточно спонтанности, необходимой для самовыражения.