Беспомощность как состояние или как симптом.
Тема беспомощности, бессилия, невозможности изменить свою ситуацию довольно часто встречается в работе с клиентами и может сопровождать множество запросов. Да и сами мы не раз в жизни были подвержены ситуативной беспомощности, например, ситуация экзамена является хорошей проверкой и тестом на устойчивость к этому состоянию.
Теория феномена выученной (приобретённой, заученной) беспомощности была предложена в 70-х годах американским психофизиологом Мартином Селигманом.
Различают беспомощность ситуативную и личностную:
Ситуативная или выученная беспомощность рассматривается как временное состояние, возникающее в качестве реакции на события или ситуации и проявляющееся в ожидании неподконтрольности результатов действий.
Личностная беспомощность — это симптомокомплекс личностных особенностей, создающий предрасположенность к частому и лёгкому возникновению состояния выученной беспомощности. Является устойчивым образованием и формируется в процессе развития под влиянием взаимоотношений с окружающими.
Проявляется в замкнутости, эмоциональной неустойчивости, возбудимости, робости, пессимистичности мировосприятия, склонности к чувству вины, более низкой самооценке и низком уровне притязаний, равнодушии, пассивности, отсутствии креативности. Включает в себя когнитивный, эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты. Волевой компонент, характерен только для человека, тогда как «дефициты выученной беспомощности» сходны у человека и животных.
Можно заметить, что феномен личностной беспомощности имеет сходство с депрессией и виктимностью. Личностная беспомощность включает в себя депрессивность или склонность к депрессии и рассматривается как один из её диагностических признаков. Личностная беспомощность и выученная беспомощность сами по себе не являются проявлением болезни. Депрессия — это временное состояние и является клиническим диагнозом.
Депрессия психогенной этиологии может быть одним из возможных последствий травмирующих неконтролируемых событий, как и выученная беспомощность. Травматическое событие фрустрирует и переживается как непреодолимое. Даже самая тяжёлая травма в форме жизненной ситуации необязательно вызывает психогенные расстройства, решающее значение зачастую имеют особенности личности. Депрессивность как свойство личности является одним из диагностических показателей личностной беспомощности, как и пессимистический атрибутивный стиль «всё плохо, я плохой, ничего не выйдет».
Негативные когнитивные установки, которые рассматриваются А. Беком как причина депрессии, могут служить фактором риска формирования выученной беспомощности и одной из её составляющих. Аарон Бек отмечает такую особенность депрессивных пациентов, как повышенная зависимость. Похожая особенность наблюдается и у людей с личностной беспомощностью: будучи неуверенными в себе и своих силах, убеждённые в собственной никчёмности, в ожидании провала, неудачи, не позволяя себе самостоятельно преодолевать даже незначительные трудности, они ищут помощи и поддержки у окружающих людей, которые кажутся гораздо более компетентными и способными, они стремятся к их одобрению, попадая в зависимость.
Эти особенности напоминают и о виктимном поведении, но виктимность включает, не только психологические компоненты, она более многообразна, чем личностная беспомощность и её проявления в поведении могут значительно варьироваться. Если для личностной беспомощности характерны робость, пассивность в поведении, то виктимность может быть связана как с пассивностью, так и с противоположными вариантами поведения: агрессивностью, активностью, склонностью к риску. Личностная беспомощность не связана с интеллектом, тогда как виктимность может быть связанной с низким интеллектом, низким уровнем образованности, неопытностью, факторы, которые не позволяют человеку правильно оценить жизненную ситуацию и делают его более вероятной жертвой. Виктимность подразумевает не столько ощущение или осознание себя жертвой, сколько объективную повышенную вероятность ей стать. Личностная же беспомощность связана с ощущением себя жертвой, будь то обстоятельства, отношения с другими людьми и это самооценочная характеристика. Виктимность часто обуславливается наличием фобий, различными психическими патологиями, тогда как личностная беспомощность не характеризуется наличием подобных психических патологий.
Личностная беспомощность способствует виктимизации вследствие пассивности беспомощного человека, его повышенной зависимости от других, склонности к чувству вины, тревожности, однако сама по себе она не является достаточной для формирования виктимности. Объединяет их неспособностью адаптивно совладать со стрессом.
Все перечисленные психологические явления не только схожи, но и взаимосвязанными между собой, понимание различий позволяют лучше понимать их природу и характер связей.
Важнейшую роль в формировании выученной беспомощности на ранних этапах онтогенеза играет семья. Конечно, стоит учитывать врождённые особенности, возможно присутствующие у ребёнка (особенности нервной системы, генетику), повышающие его уязвимость или неподконтрольные ему травмирующие события.
Но наиболее важным фактором формирования личностной беспомощности представляются нарушения в системе семейных взаимоотношений, том числе травмирующие отношения.
Семья, как известно, является системой. Согласно системному подходу, личность и межличностные отношения в семье являются взаимно детерминированными. То есть стиль общения, характер взаимодействия, тип воспитания, с одной стороны, и личностные особенности членов семьи с другой, образуют замкнутый, постоянно воспроизводящийся гомеостатический цикл. Любой симптом в системе условно выгоден. Люди, являющиеся частью семьи, ведут себя определённым образом под влиянием правил функционирования конкретной семейной системы.
Согласно закону гомеостаза семья стремиться к сохранению существующего состояния, и согласно закону развития семья стремится пройти свой жизненный цикл, переходя от одной стадии к другой. Беспомощность связана с недостаточной адаптивностью в социуме и свидетельствует о том, что семья, демонстрирующая её, является в большей или меньшей степени дисфункциональной, а в дисфункциональных семьях действие закона гомеостаза сильнее, чем действие закона развития. В своих взаимоотношениях в семье люди воспроизводят способы эмоционального взаимодействия, присущие предшествующим поколениям собственной семьи, и эти паттерны будут воспроизводиться последующими поколениями. Дети с личностной беспомощностью, таким образом, в определённом смысле обеспечивают сохранность семьи, укрепляя взаимозависимость её членов. Неслучайно отмечается, что самостоятельные дети вырастают преимущественно в семьях самостоятельных родителей. Отношение к ребенку как к «маленькому», категорично снижает уровень самостоятельности.
Родители беспомощных детей в большей степени склонны проявлять неустойчивость стиля воспитания. Им свойственна проекция на ребенка собственных нежелательных качеств. Они склоны видеть в ребенке те черты, наличие которых не хотят признавать в самом себе и ведут борьбу с этими качествами, как реальными, так и мнимыми, извлекая из этого эмоциональную выгоду для себя. Ребенок не может ощутить контроль над происходящим, что является важнейшей предпосылкой формирования беспомощности. Родители, проявляя чрезмерную заботу, подкрепляют свои убеждения в том, что их помощь необходима ребёнку даже там, где другие дети проявляют самостоятельность, укрепляя таким образом симбиоз с ребёнком. В такой ситуации ребёнок лишён возможности проявлять самостоятельность, ответственность, обрести автономию. В другом варианте беспомощность ребёнка, его «неспособность» справиться с какой-либо ситуацией служит для родителей оправданием собственной жестокости, агрессивного поведения. Основные ошибки стиля воспитания, детерминирующие личностную беспомощность это неустойчивость стиля воспитания, гиперпротекция, потворствование, чрезмерность требований, запретов и чрезмерность санкций, даже за незначительные нарушения поведения.
Для детей негативная обратная связь ведёт к ухудшению выполнения заданий, негативному представлению о себе и аффективным состояниям. Но на формирование беспомощности влияет не только опыт длительных неудач, но и опыт длительного легко достигаемого успеха. Легко достигнутый успех снижает поисковую активность и создаёт предпосылки к возникновению беспомощности. Это означает, что иммунитет, сопротивляемость по отношению к неудачам повышается не благодаря опыту успеха.
Критика, содержащая конкретные предложения по исправлению недостатка, конструктивно воздействует на детей, в отличие от критики указывающая на сам недостаток. Критика, содержащая в себе разочарование по поводу допущенных ошибок, оказывает самое разрушающие воздействие и вызывает стремление к самообвинению и негативные эмоции.
Воздействие похвалы также может быть различным в зависимости от её ориентации. Личностно-ориентированная похвала («Ты хороший мальчик», «Я тобой горжусь» и т. п.) в последующем продуцирует более пассивное и беспомощное поведение, чем похвала за усилия или стратегию действий («Ты нашёл хороший способ решения задачи», «Ты по-настоящему постарался».
Естественно, профилактика даёт всегда лучшие результаты, чем коррекция. Но существуют и способы коррекции выученной беспомощности, и способы предотвращения её.
Психотерапевтические теории гуманистического направления подчёркивают роль развитого чувства собственного достоинства и необходимости принять «здоровые базовые веры», смысл которых заключается в следующем: каждый человек — способный, любящий, ценный, сильный и равный другим. Для коррекции беспомощности необходимо преодоление позиции «жертвы» и восстановление автономии, «здоровых базовых верований», адекватной оценки себя и окружающего мира, укрепление уверенности в собственных силах. Данный подход направлен на переформирование системы ценностей человека, включение в эту систему общего позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Эрих Фромм даёт представление о позитивной свободе, при котором человек чувствует себя частью мира, но не зависит от него. Позитивная свобода предполагает спонтанную активность человека, которая соответствует его внутренней природе и проявляется через любовь и труд, это вера в собственную способность справиться с деятельностью, направленной на достижение некоторого результата.
Беспомощность можно охарактеризовать как неспособность человека изменять ситуацию тогда, когда это возможно, т.е. преодолевать препятствия, проявлять волевые усилия. Волевое поведение непосредственно связано с мотивацией, эффективность волевой регуляции зависит от силы стоящих за ней мотивов. Изменение мотивации влечёт за собой изменение эффективности волевых действий человека.
Поведенческая терапия, базируется на изменениях в человеческом поведении. Но когда меняется само поведение, обязательно происходят перемены в волевой, когнитивной и эмоциональной сферах человека. Задача когнитивного компонента- обучение идентифицикации негативных убеждений, их оценка, опыт нахождения доказательства за и против, и произведение более реалистические альтернатив. И ещё один поведенческий способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и отмечайте их достижение. Со временем вы можете заметить, что цели и достижения стали крупнее. Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.
Прежде чем вложить существенную часть психической энергии в какое-либо дело или цель важно спросите себя: действительно ли я хочу этим заниматься? Доставляет ли это мне истинное удовольствие? Смогу ли я в будущем наслаждаться достижением цели или результатом достигнутой цели? Смогу ли я жить в мире с собой, когда цель уже будет достигнута? Переосмыслить высшие в иерархии логические уровни духовность и идентичность предлагает нейролингвистическое программирование. Если цель выбрана правильно и есть решимость не сдаваться, то времени чтобы быть несчастным просто не останется.
Телесно-ориентированный подход учит не пребывать в иллюзии того, что каждый день необходимо быть только в приподнятом настроении. Запрещать себе проживать неудобные эмоции, подавлять гнев, скуку, усталость, печаль. Подавленные чувства создают мощное напряжение в теле, удерживающее проявление их естественной природы и тогда вся наша энергия уходит на удержание этого напряжения. Основная цель телесно-ориентированной терапии заключается в создании подходящих условий, в которых подавленные и вытесненные в бессознательное чувства, и воспоминания перемещаются на уровень сознания, где становится возможным их повторное проживание и выражение их в безопасных для человека условиях. Это ведет к снятию психологических блоков, эмоциональной разрядке и исцелению.
Некоторые люди обладают так называемым «иммунитетом к возникновению беспомощности, то есть обладают противоположными характеристиками мышления и поведения. Позитивная психология, изучающая целый ряд позитивных явлений человеческой психики, позволяет найти среди них многие, обеспечивающие устойчивость к беспомощности. Одним из таких феноменов является «поток», открытый М. Чиксентмихайи. Это состояние духовного удовлетворения и упоения, возникающего у субъекта при полном погружении в какую-либо деятельность. Это состояние возникает, когда поставленная субъектом перед собой задача достаточно трудна и требует мастерства, и характеризуется следующими составляющими: сосредоточенность, ясность цели, ощущение отдачи, полное погружение в работу, чувство контроля над ситуацией, исчезновение восприятия себя, остановка времени. Состояние потока не связано с эмоциональным всплеском, а напротив, связана с отсутствием эмоций и самообвинений. Поток отличается от состояния временной удовлетворенности тем, что последнее обусловлено внешними факторами.
Концентрация на негативе приводит лишь к его разрастанию. Известно, что где внимание – там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее ресурс. Любое удовольствие: еда, музыка, секс, визуальные созерцания способны приносить радость только если человек контролирует процесс, вовлечен в него. Ведь иногда нужно оглянуться и перестать бежать. Не правда ли, напоминает состояние осознанности.
Таким образом, существует целый ряд позитивных феноменов, таких как ресурсы, позитивная свобода, самоэффективность, состояние потока, человеческие добродетели и достоинства, являющихся противоположностью беспомощности, либо факторами, обусловливающими устойчивость к возникновению беспомощности. Все описанные выше подходы не являются универсальными, но их комплексное использование может быть весьма эффективным для работы с беспомощностью.