Психологический анализ сказок
Говоря о психологическом анализе сказок, не столь важно, как они возникли — представляют ли они собою мифы, зашифрованные ритуалы, исторические хроники — они производят психологическое действие на современного ребенка или взрослого. Сказка не смогла бы сохраниться и продолжать жить в разных культурах, если бы она не была наполнена важным психологическим содержанием. Ни одна серьезная психологическая школа не прошла мимо того, чтобы не дать свой способ их анализа и понимания.
Дидактическая сказка использует один из самых простых подходов —бихевиоральный и относиться к сказкам, как к описанию возможных форм поведения. Чаще всего её используют в работе с детьми. Цель дидактической сказки передать некое новое знание, умение, навык, показать смысл и важность этого умения. Возьмём, к примеру, сказку «Репка». Eё посылы — при решении трудной задачи, важно обеспечить себе помощь и поддержку окружающих, необходимо объединения усилий, даже самых, казалось бы, незначительных, дело надо доводить до конца. Не получается — пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. «Колобок», осуждение легкомысленности, неосторожности и хвастовства, на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. «Курочка Ряба» — сказка о счастье, часто не понимаемая детьми сказка, с метафорой жизни. «Теремок» учит дружбе и гостеприимству, проецируя модель взаимодействия с социумом, а также терпимого отношения друг к другу в сложных обстоятельствах. «Грибок-Теремок» — В этом варианте трагизм уходит на задний план, главный смысл, что нужно держаться всем вместе – так легче и веселее. «Морозко» и подобные ей сказки, где поведение отрицательных героев вызывает отторжение, а наказания, воспринимаются как торжество справедливости. Народные сказки идут из глубины веков, когда природа для людей была живой, где растения, животные, вещи, чувства, отношения «оживотворяются» и персонифицируются. Большинство сказок самых разных народов, несмотря на многообразие содержания, обладает одинаковой структурой. Сказки заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении веков, затрагивают экзистенциальные проблемы старения, смерти, пределов нашего существования, показывают в символической форме способы разрешения этих проблем.
Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках, где каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее — определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария. Жизненный сценарий формируется по трем основным направлениям: победитель, не победитель, неудачник. На языке сценариев неудачники остаются неудачниками, даже добившись определенного успеха, но если попадают в беду, то пытаются увлечь за собой всех находящихся рядом. Победитель — это принц или принцесса. Не победителям сценарием предназначено тяжко трудиться, но не для того, чтобы победить, а чтобы удержаться на имеющемся уровне, они всегда лояльны и благодарны судьбе, что бы она им ни принесла. Родители в основном желают своим детям счастливой судьбы, но желают им счастья в том сценарии, который для них избрали. Они чаще всего бывают против изменения избранной для своего ребенка роли, сопротивляясь их любой попытке стать принцессой или принцем. Сценарий по Берну — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме, через ограничения, запреты. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Но иногда дают и разрешения. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения — это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.
Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами и рассматривает героев сказки как субличности, части «я» одного человека. Происходящее в сказке — это внутренний процесс, в котором, например, принц — сознание — ищет принцессу — аниму, женское начало — и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон). Медитативная сказка работает на бессознательном уровне, пробуждая личностный потенциал человека и служит подсказкой к принятию решения, в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале, а к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Путь героя, его подвиги, поиск волшебного предмета в сказках, необыкновенные ментальные решения, возникающие у него при столкновении с проблемными ситуациями, — все эти психические явления Юнг определял как проявления Самости. Чтобы стать царем, необходимо обрести власть над своей психикой, а это достижимо только через целостность. Человек не только приобретает целостность, но закрепляется в ней, учится мудрости, учится управлять своим разумом. Дурачок, благодаря своей природной простоте и мистической иррациональности в отличие от своих обыкновенных и ничем не примечательных братьев, обладает необходимыми качествами и навыками для спасения всего царства Души. Ему помогают магические силы, силы бессознательного. Юнг основным мотивом сказки считал процесс индивидуации, где уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям.
Психотерапевтическая сказка. Может включать в себя множество подходов. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Целей в психотерапевтической сказке много и зависят они от задачи, поставленной перед психотерапевтом и от запроса клиента. Варьируются они от оказания психологической поддержки до проработки психоэмоциональной травмы, путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. Эти сказки нуждаются в обсуждении и прояснении. Чаще всего используются притчи или авторские сказки. Они чаще всего раскрывают частные стороны жизни, в них глубже и тоньше интерпретации.
Рассказывая, читая сказки детям или внукам, люди развивают не только их внутренний мир, расширяют их лексикон, воспитывают понимание социальной нормы и законов жизни, но и обогащают свой собственный внутренний мир. Метафоры и иносказания работая на бессознательном уровне прочнее всего усваиваются в процессе осмысления, рождая инсайты. Суть интерпретации любого специально созданного текста не в обнаружении и понимании какого-то конкретного «скрытого» авторского смысла, а «в выделении из множества возможных вариантов, обусловленных контекстом, того смысла, который будет восприниматься и удовлетворит собственные потребности. Как писал А.С. Пушкин, «сказка – ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок!».