Подарок психологу: благодарность или контроль?
Как вы считаете, коллеги, этично ли принимать подарки от клиентов? А если подарок дорогостоящий? Обсуждаете ли вы, в таком случае, с клиентом смысл этого процесса? Ведь желание что-то подарить может быть проинтерпретировано, особенно аналитическими психологами, как например, сновидения, которые клиенты «приносят» на сессию. Или все-таки «банан – это просто банан» — как говорил дедушка Фрейд, а презент является частью этикета, простой благодарностью?
С одной стороны, клиент дарит подарок терапевту во многом потому, что так принято. Это напоминает ситуацию, типичную в отношениях клиент — пациент в медицинской системе: врачу положено дарить что-то, так как в этот период жизни он важный человек. Такой, существующий в обществе, стереотип. С другой – у подарка может быть бессознательный смысл. И тогда возникает вопрос, нужно ли разбираться с этим на консультации?
Например, подарок в начале или середине работы может свидетельствовать о сопротивлении клиента; даже о его желании закончить терапию. Или, если говорить о переносе в терапевтическом процессе, то терапевт для клиента является значимой родительской фигурой. И тогда сознательно или бессознательно пациент часто желает заслужить его внимание, расположение, принятие; хочет быть хорошим и любимым. Значит ли в такой ситуации, что принимать подарки – это равно использовать пациента и свое профессиональное положение с человеком, который испытывает зависимость, который нуждается, в том числе в этой привязанности?
Нередко клиент подарком пытается создать особые отношения с психологом, в которых будет наиболее любимым, больше, чем другие клиенты. Иногда подарки дарятся, чтобы «простимулировать» терапевта на более активную и включенную работу. Или, чтобы искупить вину за пропущенный сеанс. Это особенно касается тех случаев, когда в терапевтическом контракте нет договора об оплате пациентом своего времени.
Не секрет, что клиенты на сессии бывают агрессивны, резки. Работа с чувствами, а именно, с агрессией – важная часть терапии. И вот после такого сеанса клиент преподносит презент. В данном случае важно будет понять, что скрывается за этим подарком: страх потерять доброе расположение? Получить отказ терапевта продолжать работу? Стыд? Вина за свое поведение? И тогда подарок дарится в качестве компенсации «ущерба».
Таким образом, подарками клиент может «задабривать» терапевта, показывать свою независимость от него, контролировать и так далее. Тогда это момент, который можно, иногда даже нужно вместе исследовать на сеансе.
В прошлом веке психоанализ жестко регламентировал тему подарков. Принимать их от клиентов было неэтично. Считалось, что это усложняет перенос, вносит дополнительные чувства в процесс терапии.
Но в последние десятки лет эта политика изменилась. Вот, например, американский психолог и психоаналитик, специалист по психологии личности Нэнси Мак-Вильямс, говорит о том, что важную роль в дарении подарка играют не только переносные и контрпереносные отношения, но и культура клиента. Ведь благодарность – это значимая часть отношений клиент-терапевт.
P.S.: Коллеги, делитесь, какой самый удивительный подарок вы получили от клиента?