Группа и индивид. Для чего необходимо самоосознание.
Очень мало кто из нас осознаёт, что потребность в принятии является одной из ведущих потребностей. Смысл потребности заключается в стремлении человека быть принятым другими людьми. Мы всегда ищем того, с кем возможно свободно выражать свои чувства и находить принятие и подтверждение своей ценности, своих идей, своих проявлений.
Благодаря этой потребности мы вступаем во взаимодействие друг с другом, имеем совместные трудовые отношения, интересы, общаемся, взаимодействуем. Проявления потребности в принятии формируется в обществе и в той культурной среде, к которой мы принадлежим. При этом выраженность и необходимость в этой потребности может быть разной в различных обществах. Так, например, известно, что в ряде стран Юго-Восточной Азии большинство людей имеют более высокий уровень потребности в принятии чем, например, скандинавы.
Идея, что человек является преимущественно социальным существом, не подлежит сомнению. Исследования, посвященные субъективному ощущению благополучия, показывают, что решающую роль в формировании этого ощущения играют друзья и супруги, а не богатство или слава. Известно, что социальная изоляция в высшей степени отрицательно сказывается как на психическом, так и на соматическом здоровье. Если бы у Робинзона Крузо не было Пятницы, думаю его существование было бы более затруднительным. Исключение индивида из общества всегда считалось одним из самых суровых наказаний, в античности оно по строгости уступало лишь смертной казни. В современных тюрьмах одиночная камера тоже используется в качестве наказания за проступки.
Вовсе необязательно жить на необитаемом острове и быть изолированным от общества, чтобы чувствовать себя одиноким. Ощущение одиночества может быть обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других. Одиночество – это особое эмоциональное состояние человека, при котором он ощущает свою ненужность и не ощущает самого себя. Возникает в тот момент, когда человек не получает полноценного внимания со стороны других людей, когда он не чувствует положительной эмоциональной связи с людьми или боится ее потерять.
Но у одиночества, между тем, есть и положительная сторона – это уединенность. Некоторые люди не нуждаются в постоянном и обильном общении с другими людьми, они могут вести полноценный внутренний диалог с самими собой, они могут размышлять, читать книги, делать какие-нибудь любимые дела и им будет вполне комфортно. Одиночество не наказание, а благодать, правда, в умеренных количествах, т. к. в контактах с людьми и в их внимании к нам, нуждаемся мы все. В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. В определенной степени мы все нуждаемся и в одиночестве. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве.
Эволюционные теории одиночества, подчеркивают, что человек лучше всего приспособлен к жизни в группах, совместно с себе подобными. Без сомнения, с точки зрения эволюции у человека есть множество веских причин жить в группах: так проще обороняться от хищников и распределять ресурсы. Однако существуют эволюционные причины и для того, чтобы не принадлежать ни к каким группам: в одиночку проще спрятаться от хищника, не нужно делиться ни с кем ресурсами и бороться за место в иерархии. Кроме того, особи некоторых видов более склонны к образованию тесных связей внутри группы. К примеру, среди приматов шимпанзе — более групповые животные, нежели орангутаны. Другими словами: для человека «естественно» искать общества себе подобных, но из этого не следует, что хотеть одиночества «противоестественно» или что проводить много времени в одиночестве для человека вредно.
Всё же связи с другими и составляют большую часть смысла существования. Именно поэтому мы так болезненно переживаем неудачи в установлении и поддержании близких отношений. Верно, и то, что, теряя одного из близких, мы теряем и значительную часть смысла. К сожалению, мы зачастую понимаем, как много значили определенные люди в нашей жизни, лишь тогда, когда теряем их.
Мы обладаем способностью задумываться о том, что думают о нас другие, и нам небезразлично, что они чувствуют по отношению к нам. Чувство, что мы недостойны внимания окружающих, действует на нашу самооценку разрушительно. Мы сами управляем впечатлениями, которые создаем. Хотим ли мы произвести впечатление, запугать или показаться беспомощными, мы являемся общественными созданиями перед аудиторией. Мы выражаем свое самоопределение. Намеренно или нет, мы извиняем, оправдываем или защищаем, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить своё Я. Как общественные создания, мы приспосабливаем свой мир и свои действия к окружению.
Влияние общества на человека является процессом, когда каждый отдельно взятый представитель оказывает определенное воздействие на общее развитие. Процесс становления личности начинается с момента рождения, когда фактором наследственности закладывается база формирования индивида. Другие факторы влияния общества на развитие человека это природная среда, климат, культурные ценности и субъективный опыт. Стремление причислять себя (потребность в принятии и принадлежности) к какой-либо группе лиц, культуре, субкультуре, племени, нации и т.п., и ожидать такого же причисления от других полноправных членов этих микро- или макрогрупп, так же абсолютно естественно для каждого человека.
Благодаря существованию данной потребности сохраняются целостными самые различные человеческие сообщества, начиная от психотерапевтических групп кончая большими государствами. Потребность сопряжена с декларацией целого ряда самых разных качеств своей культуры или субкультуры, как части собственной личности.
Влияние групп общества человека может быть как положительным, так и выражаться в негативном плане. Воздействие общества на индивидуума через группы реализуется в требовании выполнять нормы. В группе могут присутствуют люди с разным уровнем знаний, навыков и умений. Общаясь с людьми более высокого уровня развития, можно быстрее достигать поставленной цели, стать успешным.
Если групповые интересы становятся выше интересов отдельных ее членов и действуют в ущерб обществу, возможно негативное влияние группы. Иногда группа может инициировать развитие характера в негативном направлении, например приобретение вредных привычек. Утрата самоосознания индивидом в группе и боязнь оценки, может приводить к печальным последствиям и чаще возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, в определённом смысле становятся жертвами деиндивидуализации. Готовясь к сражению, воины некоторых племен деперсонализировали себя, раскрашивая лицо и тело или надевая специальные маски. В ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих действиях. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации, будь она негативной или позитивной. Когда подросток идет на вечеринку, хорошее родительское напутствие могло бы звучать примерно так: «Желаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такой». Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самоосознания.
Люди ошибаются и в тех случаях, когда прогнозируют свое поведение. Многие из нас поддаются влиянию. Позднее, когда мы задумаемся о том, что мы сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но иной раз таким образом, мы укрепляемся в своих чувствах и идеях. Люди, которым свойственно повышенное самоосознание, проявляют большее соответствие между своими высказываниями о ситуации и своими действиями в ней. Они также становятся более вдумчивыми и поэтому менее уязвимы для призывов, которые противоречат их системе ценностей. Самосознание — это не данность, присущая человеку, а продукт развития. Следовательно, вы действительно можете его повысить.
Развитию осознанности способствуют все практики, помогающие владеть своими эмоциями, в первую очередь спокойное присутствие, привычка быть расслабленным и практики медитации, которые это удачно объединяют. Это способ наблюдения за своими мыслями, чувствами и действиями как бы со стороны, не отождествляясь с ними. На первый взгляд может показаться, что человек замедляет свои психологические реакции. Но на самом деле такое представление является обманчивым. Замедляясь, мы повышаем скорость нахождения правильного ответа на любой внешний раздражитель. Мы приобретаем способность отвечать на внешние раздражители и действовать с гораздо более эффективно, нежели через привычную суету и беспокойство, подчиняясь своим эмоциям и реакциям. Способность видеть несколько альтернатив своего поведения сразу даёт человеку огромное ощущение свободы, помогая ему избежать многочисленных ошибок.
Наша способность наблюдать за своими эмоциональными реакциями и мысленными решениями со стороны приводит к удивительному результату: под мудрым взглядом нашего пробужденного сознания все негативные реакции растворяются, а позитивные мысли чувства и решения, наоборот, укрепляются внутри нас и помогают нам действовать эффективно и счастливо.
Кен Кейс предлагает примеры вопросов, которые можно постоянно задавать себе, чтобы быть осознанным:
-Что происходит сейчас? (просто укажите факты: что, когда, где, кто и как)
-Какую конкретную эмоцию я сейчас испытываю?
-Что я говорю себе прямо сейчас?
-Какие боли или напряжения возникают в моем теле в данный момент?
-Как выглядит моя осанка и лицо?
-Какой мыслительный танец заводит мой мозг, чтобы доказать, что я прав, а все остальные неправы?
-Что я пытаюсь изменить во внешнем мире вместо того, чтобы делать внутреннюю работу и изменить свою реакцию?
-Какой фальшивый фасад мое эго пытается сохранить? Какую маску я надеваю?
-Что случилось со мной в прошлом, что меня расстраивает всякий раз, когда что-то подобное происходит?
-Хочу ли я перестать автоматически реагировать на события в своей жизни?
-Что я отвергаю здесь и сейчас?
-Какие мысли о себе я отвергаю?
-Что я отвергаю относительно этой ситуации?
-Какую угрозу представляет человек или ситуация для меня?
-Что худшее из того, что может случиться?
-Что я требую от мира для того, чтобы быть счастливым?
-Могу ли я принять эту ситуацию и остаться счастливым?
-Какие у меня модели «каким я должен быть», «каким я обязан быть» и «каким я вынужден быть»?
-Какая модель мне нужна?
Если вы хотите пребывать в состоянии гармонии и действовать эффективно, вам необходимо непрерывно работать над повышением собственной осознанности. Слушайте других, а главное — себя. Продвинувшись в этом направлении, вы избавитесь от многих ошибок и проблем и обретете мастерство действия. Практикуйте осознанность, будьте внимательны к себе и окружающему миру, учитесь видеть волшебство в обычных вещах.