Страх
Это чувство присуще всем высшим животным, и в ещё большей мере свойственно человеку, с его тонко развитой психикой. Животное может боятся лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится ещё и мнимых бед, «монстров», которых создаёт сам. Закладка страхов возможна уже во внутриутробном периоде. Отмечено, что большую вероятность возникновения у детей невроза несёт психофизиологическое состояние матери во время беременности, а также обстановка в семье. Хотя большинство учёных полагает, что у новорождённого ещё не может быть «настоящих» страхов, так как они требуют определённого развития мозга. В младенчестве ребёнок «настраивает» свою эмоциональную реакцию на реакцию матери, учась понимать значение того или иного события.
Для дошкольного возраста характерна триада страхов — одиночества, темноты и замкнутого пространства исходящие из инстинкта самосохранения, глубинные инстинктивные страхи, доставшиеся нам от далёких предков.
Ближе к подростковому возрасту набирают удельный вес социальные страхи и первый из них страх наказания, страх опоздания и самый болезненный и хорошо знакомый страх экзамена. С возрастом перерастающий в страх начальника, страх, который порой доставляет людям не мало неприятных минут. Он тесно связан со страхом высоты, в обоих случаях человек ощущает страх перед падением социального статуса или падением в буквальном смысле. И взаимосвязан со страхом ответственности, влияние которого на развитие сердечно-сосудистых заболеваний во всём мире трудно переоценить. Конкретные формы проявления социальных страхов зависят от особенностей исторической эпохи и типа общества, а также от этнокультурного компонента. Так, появление ЕГ в нашей стране увеличило детскую невротизацию и соответственно обращение родителей в психиатрические стационары и к частным психологам. Уменьшение страха связывают с работой мозга, в частности с понятийным мышлением, на сколько мы можем рационально подойти к той или иной ситуации, а также с жизненной стабильностью, эмоциональной, социальной, материальной и.т.д.
Нам не избежать экзистенциальных страхов. Отношение к смерти – центральный экзистенциальный конфликт. Л. Сенека писал «Ни младенцы, ни дети, ни повредившиеся в уме, смерти не боятся, и позор тем, кому разум не даёт такой же безмятежности, какую дарует глупость». Страх смерти – это одна из самых сильных эмоций, она является для человека базовой. Её противоположность страх жизни, которая может предстать такой ужасной, что он делает выбор в пользу смерти. Иногда столкнувшись с фактом смерти, человек по контрасту начинает понимать, каким бесценным даром он пока ещё обладает, а все его заботы, тревоги и материальные проблемы в этом контексте кажутся мелкими и преходящими.
Страх мобилизует защитные системы организма, подготавливает его к борьбе с угрозой либо к бегству. Страх – это своеобразная сигнализация об опасности, способствующая реализации инстинкта самосохранения. Под влиянием испуга человек может совершить такие действия, на которые в обычном состоянии не способен. К примеру, бежать с огромной скоростью, перепрыгивать через высокие препятствия, проявлять удивительную сообразительность и находчивость. Вслед испугом может возникать или состояние оцепенения, или же наоборот двигательного возбуждения (бей, беги или замри). Эти два способа реагировать на угрозу стары как мир. Ю. Конорский писал поэтому поводу «Биологическая защитная роль страха в сохранении индивидуума диктует два способа избежать хищника. Прежде всего мобилизовать организм к действию, чтобы как можно скорее покинуть опасную зону, но зачастую для организма выгоднее сохранять состояние неподвижности, дабы остаться незамеченным для хищника, который обращает внимание на движущиеся предметы ( так называемый «рефлекс мнимой смерти»)».
Физиологические реакции человека на угрожающие здоровью воздействия в значительной степени зависят от того, может ли человек повлиять на угрожающую ситуацию и хватает ли у него ресурсов на данный момент для преодоления неблагоприятной ситуации. Зигмунд Фрейд, исследовавший солдат перенесших шок во время
военных действий и затем многократно переживавших эти события во сне, назвал этот механизм компульсивным повтором. Если человек испытывает шок или испуг, к которому был заранее не готов, психика его оказывается незащищённой от повреждающей негативной эмоции. Что бы сверхсильная отрицательная эмоция не разрушила сознание, личности необходимо создать «психологическую защиту», предохраняющую сознание от пугающих воспоминаний. Сновидения, в которых заново «проигрываются» жуткие образы, необходимы для создания ретроспективного страха. Только при его длительном и глубоком переживании, согласно гипотезе З. Фрейда, может быть выстроена защита, которую сознание не успело создать своевременно.
У нас есть только один путь преодоления, не отводить стыдливо глаз, не заталкивать страхи поглубже в подвалы своего бессознательного, они всё равно всплывут, заставляя сердце учащённо биться, а быть честным перед собой. Да, с одной стороны страхи охраняют нас от возможных опасностей, но с другой стороны они ограничивают нашу свободу, наше движение, реализацию. Согласно взглядам К.Юнга, в структуре личности Тень выполняет компенсаторную функцию, а следовательно, робкий в жизни человек в своём бессознательном храбр. А значит ресурсы необходимые в работе со страхом, можно искать не во внешнем мире, а в самом человеке. Страхи могут активироваться при определенных обстоятельствах и формироваться по принципу условного рефлекса. Соответственно, для терапии страхов может применяться не только психоаналитический подход, но и методы, основанные на условно-рефлекторной теории И.П. Павлова, в частности – нейролингвистическое программирование.
Страх один из самых мощных векторов жизни, разобраться в механизме его работы, значит лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны, оценить чего ты стоишь, на что можешь рассчитывать в жизни.