Путь взросления: травмы развития.
Часто родители затрудняются в вопросе, как воспитывать ребенка, какие именно ресурсы ему необходимы в данный период, они могут или много работать, или быть погруженными в свои личные проблемы, или заболевать, так что у них самих недостаточно ресурса, чтобы отдавать его ребенку. На определенных этапах развития, ребенок может сталкиваться с недостатком или нехваткой чего-то, с каким-то травматическим опытом, который даже не имеет отношения к угрозе жизни, а в основном к тому, что возникала физиологическая, эмоциональная, энергетическая нехватка. Когда потребность ребенка часто фрустрируется, то формируется определенный травматический опыт, который закрепляется. И тогда человек выбирает один и тот же способ реагирования на разные ситуации, проявляется его структура характера. Термин “травма развития” звучит немного жутковато, на самом же деле речь идет просто о том, что какие-либо качества и навыки психики человека не были достаточно сформированы, а другие, наоборот, развились слишком сильно. Для каждого возраста в детстве есть определенные психологические задачи.
Бодинамика Лизбет Марчер описывает типологию или структуру характеров в контексте ТОП и два возможных типа фиксации или позиции для каждой из характерологических структур. В одном возрасте необходимо научиться понимать, чего ты хочешь, в другом как обходиться с чувствами любви и сексуальности, в третьем научиться быть частью сообщества, оставаясь собой. Травматика может происходить на ранних или поздних уровнях формирования структуры развития. Самый наилучший вариант развития, когда ребёнок проходит раннюю, а затем позднюю позицию и научается в этой структуре балансировать. Ему могут быть доступны две реакции, и он выбирает, где и какую применять.
«Ранняя позиция» вариант развития, когда импульсы рано блокируются и соматические ресурсы утрачивают возможность нормального развития, типичной реакцией является отказ (покорность). Например, каждый из нас должен научиться говорить «нет», уметь отказать. И ребенок, тренируясь, начинает говорить это самое «нет» по поводу и без, а родители запоминают этот возраст как «не хочу, не буду». Если «нет» ребенка наотрез не принималось его окружением, он может сдаться.
«Поздняя позиция»- импульсы уже имеют некоторые соматические ресурсы, поэтому могут оказывать сопротивление попыткам окружающей среды блокировать их: ребенок борется за эту тему до умопомрачения, когда уже и бороться-то не надо. Думаю, у каждого из нас среди знакомых есть некто, постоянно говорящий «нет», чтобы ему не предложили, по поводу и без.
Структура существования (2 триместр беременности — 3 мес.). Не освоено базовое право на существование. Опыт внутриутробного существования, рождение и время непосредственно после рождения как периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования и безопасного контакта. При благоприятных обстоятельствах мы чувствуем, что мир приглашает и ждет нас, и на некотором базовом уровне ощущаем себя желанными и получившими право на существование.
Ранняя: Ментальная структура существования: Энергетический уход и удаление от жизни, при наличии ранней физической или эмоциональной травмы (особенно во внутриутробный период), ребенок чувствует полное отвержение и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя и/или оставления своего тела. У ребенка появляется ощущение, что он исчезает. Не уверен в своем существовании, пытается из этого опасного мира сбежать. Хотя бы – в «голову», т.е. в мысли, в рационализацию, а чувства «отрезает» от себя. Думаю, вы уже узнали шизоидный тип, (в других типологиях). Если у такого человека спрашивать про чувства, он будет стараться прервать контакт. Рене Декарт не иначе как относился к этой структуре, иначе бы ему не пришло в голову изречь: «Я мыслю, следовательно, я существую». Идеальные родительские послания: «Я тебя люблю, я здесь.» «Ты имеешь право быть.», «Ты желанен здесь».
Поздняя: Эмоциональная структура существования. Иначе складывается ситуация, когда уже в некоторой степени сформировавшееся ощущение нового существования внезапно ставится под угрозу. В этом случае защитой от угрозы чаще становится эмоциональный взрыв, нежели уход в состояние оцепенения. Внутренний опыт выражается следующим образом: “Я должен продержаться в этом мире с помощью моих эмоций, мир угрожает мне исчезновением”, своеобразное «бегство в жизнь». Энергия выплёскивается истерикой, эмоционалу очень важно, чтобы его принимали с его выплесками. Эта структура симбиотическая, чувствует себя живой только в эмоциональном контакте с кем-то. Контакт любой ценой! Поэтому склонна с завидным постоянством оказываться в эмоционально зависимых отношениях. Клиенты с эмоциональной структурой существования, склонны к уходу в эмоции, они нуждаются в обучении чувствовать свой страх и сдерживать его, так как это основная эмоция, которую они стараются блокировать путем эскалации. Они используют гнев как защиту от своего страха, помогая им ощутить, что они на самом деле боятся, а не сердятся, можно принести им чувство облегчения. Ты имеешь право на контакт. Идеальные родительские послания: «Я чувствую тебя, я здесь, когда ты эмоционируешь».
Сбалансированная позиция: Ощущение безопасности существования и принадлежности миру, человек чувствует себя любимым и принимаемым, просто потому что он существует.
Структура потребностей (1 месяц – 1,5 года). В этом возрасте основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развивается базовое доверие к миру. Потребности младенца не удовлетворялись или удовлетворялись не так, как надо. Это не значит, что родители злонамеренно издавались над ребенком. Просто «Хотели как лучше, а получилось – как всегда». Когда мама плохо понимает потребности ребёнка, и он не научается их распознавать. Это и кормление по часам, и «на руки не брать, а то избалуете. И тогда ребёнок не может не почувствовать, ни проявить себя. Как в том анекдоте, когда мама зовёт ребёнка домой, а ребёнок спрашивает «я замёрз?», а она отвечает, «нет ты проголодался».
Ранняя структура потребностей. Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным. Это те люди, которые не понимают своих потребностей, но хорошо обслуживают чужие. Зачастую компенсаторно начинают «причинять заботу» окружающим. Эти люди говорят, что у них как-то пусто внутри. Работе с ними направленна на постепенное обучение чувствования эмоций и справляться с тревогой от эмоционального контакта. Идеальные родительские послания: «У тебя есть право на потребности», «Ты имеешь право хотеть».
Поздняя структура потребностей. Резкий и недоверчивый считает, что раз о нём в детстве не до заботились, то теперь все должны, поэтому не просто ждет, а требует заботу от окружающих. Уверены, что не дадут что необходимо, а дадут что-то не то. Если им что-то предлагают никогда не возьмут что-либо с первого раза, важно проявить настойчивость. В терапии их научают, понимая причинно-следственные связи справляться с тревогой, которую проецирует сепарация. Идеальные родительские послания: Я хочу быть с тобой я вижу твои потребности Ты можешь быть недоволен если я не удовлетворю твои потребности.
Сбалансированная позиция: Самоудовлетворение, определение своих потребностей, заявление о них, действие для их удовлетворения и отложение их и необходимости даже насовсем.
Структура автономии (8 месяцев – 2,5 года). Ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей. Он учится быть автономным, т.е. активно отделяется от мамы и формирует свои психологические границы, учится самостоятельности.
Ранняя автономия. Невербальное изменение деятельности. Человек без слов меняет направление деятельности, может без слов «по- английски» куда то уйти. Важно в этом возрасте проговаривать за ребёнка, что он собирается сделать. Этот человек может и чувствовать свои интересы, но даже в небольшой группе теряется. Если родители не способны принять автономную позицию ребенка, он может стать пассивным, неспособным чувствовать, чего он хочет: “Я вынужден подавлять свои импульсы, чтобы быть таким, каким меня хотят видеть” или “Меня любят только тогда, когда я подчиняюсь”. Особо симбиотические мамы удерживают при себе ребенка, препятствуя сепарации. Естественно, не прямо, а путем намеков. И ребенок во имя мамы отказывается от самостоятельности. Они никогда не будут просить о помощи, в их картине мира нет даже предположения, что помощь возможна. Опирается только на себя. Например, ребёнок упал, протягивает руки, а взрослый говорит «давай, давай сам», формируется установка «всё равно никто не сделает лучше» Идеальные родительские послания: «Помощь возможна», «Я могу тебе помочь.»
Поздняя автономия. Доказывает свою независимость по поводу и без. Даже когда на нее никто не претендует. Люди стрелочники, когда что-то не безопасно очень быстро меняют тему разговора. Если у ребенка в достаточной степени сформирована основа его автономных импульсов, он, вместо подавления, будет высказывать сопротивление покушениям со стороны окружающего мира: «Я хочу избавиться от давления мира, заставляющего меня подчиняться», «мне необходимо быть независимым», «мне не нужна помощь», «помощь опасна». Тоже редко просят о помощи, т. к. это унизительно «если я прошу, то я слаб», ведь признать слабость достаточно сложно. Идеальные родительские послания: «Я хочу помочь тебе сделать это самостоятельно». «Ты можешь быть привязан и свободен одновременно».
Сбалансированная позиция: Эмоциональная автономия, замечает свои импульсы и чувства, признает и действует исходя из них.
Структура воли (2-4 года). Осуществление выборов, возможность быть сильным в своих чувствах и действиях. Ребенок должен почувствовать себя компетентным, умелым, хорошим, научиться добиваться цели. Иначе он застрянет в токсичном чувстве вины.
Ранняя воля. Приносящий себя в жертву. Отказывается от собственной силы и возможности делать выборы, чтобы быть приятным и полезным другим людям. Чувствует себя виноватым во всем, в чем только можно, и пытается «исправиться», «Я ничего не делаю правильно». Помните Шурика в «Кавказской пленнице»? «Напился и плясал на развалинах мечети. — Мечеть тоже я?— Нет, это до вас, в 12 веке. С другой стороны, если мы имеем дело с ранним вариантом данной структуры, когда преобладает отказ (покорность), утверждения могут носить признаки отрицания:
Поздняя воля. Осуждающий. Чувствует, что он управляет собой, сам себе хозяин, только когда сильнее других. Норовит обвинить окружающих, чтобы самому не чувствовать себя виноватым. «На себя посмотри!», «А ты сам!» и т.д. В период между 1,5 и 3 годами ребенок учится переживать свою способность быть сильным в мире. Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать “нет” и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно. “Если я использую всю свою силу, я взорвусь” или “Это вы виноваты в том, что мне приходится сдерживаться”.
Сбалансированная позиция: Самоуверен. Комфортно действовать используя собственную силу и ему спокойно чувствовать силу других людей.
Структура любви и сексуальности (3-6 лет). Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами впервые развивается у детей в возрастной период от 3 до 6 лет. Та самая Эдипальная стадия по З.Фрейду. Право быть сексуальным, привлекательным, оцененным, любить и быть любимым…
Романтическая структура. все идеализирует и романтизирует, отрицает сексуальность и ценит сердечность. Наташа Ростова из анекдотов, да и из романа Л.Н.Толстого тоже – по-крайней мере, до замужества, до столкновения с «грубой реальностью» …
Соблазняющий тип все обесценивает, опошляет, открыт для сексуального контакта и закрыт для сердечного. Анекдоты часто строятся на противопоставлении поручика Ржевского и Наташи Ростовой. Здесь же – Казанова, да и замечательная пародия Тэрри Пратчетта: «Джакомо Казануда. Второй лучший любовник в мире.
Сбалансированная позиция: Баланс между любовью и сексуальностью. Ребёнок может чувствовать то, и, или другое и действовать исходя из этих чувств, с соответствующим вниманием и заботой о другом человеке.
Структура мнений (5-9 лет) – Формирование мнений и их вербальное выражение, логическое мышление, высказывание суждений…Начинается с возраста «почемучек» и заканчивается обретением возможности сравнивать разные «правды».
Ранний тип удерживает свое мнение при себе. Замкнутый, мрачный. Ребёнок не может сформулировать свои мнения, пассивно противопоставляя себя мнению других. Умеет очень громко и красноречиво молчать. Его молчание может быть зловещим, интригующим, ироничным и т.д. А главное, что придраться-то при этом – не к чему…
Поздняя структура. Упрямый, чрезмерно самоуверенный. Ребёнок идентифицирует себя с тем, чтобы быть «правым», будет бороться за это и высказывает свое мнение по поводу и без. Как заяц в советском мультфильме, который поучал всех животных: кажется, учил курицу нести яйца, птиц летать, рыб плавать и т.д.
Сбалансированная позиция: Воплощающий мнения. Может выражать мнения и проверять их реальность. Может отстаивать своё мнение и может уступать или менять его.
Структура солидарности и проявления своих интересов (7-12 лет). Формирование отношения личности ребенка к группе установление баланса между личными потребностями и потребностями группы. Ребенок активно социализируется, входит в те или иные группы. Как стать частью коллектива и при этом не потерять себя?.
Ранний тип. Равный со всеми, солидарен, одинаков и сопричастен — для него важно быть в группе. «Мы» как ценность, «я» как вызов коллективу. Помните советскую присказку? «Если ты плюнешь на коллектив, коллектив утрется. Если коллектив плюнет на тебя, ты потонешь».
Поздний тип – лидер. Конкурирующий. Всеми правдами и неправдами выделяется из коллектива, конкурирует. Как во всем, в этом есть свои плюсы и минусы. Как говорится, «В историю можно войти, а можно вляпаться». Лягушке-путешественнице вот не повезло — она завопила: «Я, это я все придумала!» И выпустила шест, за который держалась…
Сбалансированная позиция: Баланс «я» и группы. Может проявлять себя и помогать провялятся другим., а может просто расслабится и не делать ни того ни другого.
Если в соответствующем возрасте произошел травматический опыт в виде нехватки поддержки эмоциональной или физической, то тема, соответствующая этому периоду, в стрессовых ситуациях, или даже не в стрессовых ситуациях, а в период спада, понижения ресурса, будет провоцировать проявления структуры и будут влиять на способ установления контакта с собой, с другими людьми, с миром.
У взрослого человека есть возможность сделать структуры, которые у него уже есть менее ригидными и расширить диапазон своих реакций в решении жизненных ситуаций. Если человек работает над собой, то в большинстве случаев, учится учитывать и корректировать свою структуру характера. Научиться тому, чему он не научился в детстве, развить то, что не развилось, научиться управляться с тем, что развилось слишком сильно и.т.д.
Если люди не работали над собой или не находились в терапии, этот травматический опыт сказывается на всех областях жизни и может передается по наследству нашим детям, хотя бы по тому, что мы не можем дать им ресурс, которым сами не обладаем. В более зрелом возрасте, этот травматический материал поднимается, из бессознательного, и психика уже может с ним не справляться, поэтому с возрастом обычно характерологические защиты становятся еще более ригидными, жесткими.
Любая реакция человека на тяжелое событие — это лучшее что он мог сделать с учетом своих ресурсов и сложившейся в его жизни ситуации, поэтому любые реакции психики и психологические последствия – это нормальная реакция. Однако, это не означает что с этим ничего нельзя сделать. Мы живые существа и созданы чтобы жить в этом мире, и, если мы выжили, значит у нас потенциально достаточно ресурсов и механизмов психики, чтобы справиться со всеми жизненными трудностями и их последствиями. Последствия травмы можно исцелить и, к счастью, на сегодняшний день для этого уже есть множество работающих методов.