Преодоление или кризис символической утраты
Человеческая жизнь невозможна без потерь и утрат. Невозможно приобрести новое, не утратив старого. Потеря чего-то значимого, ценного, того, к чему у нас существует сильная аффективная привязанность, того, что способствует ощущению целостности себя и стабильности своего существования, проживается, как частичная утрата самого себя, утрата части собственной личности, состоящей из значимого другого, и это очень личное переживание. Утрата тем сильнее, чем сильнее привязанность к утерянному объекту. На переживание ее влияют когнитивное, эмоциональное, социальное развитие, культурно-этнические особенности, религиозные верования. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гнева, вины и стыда.
К категории утраты можно отнести множество ситуаций. Физическая утрата, т.е утрату осязаемого объекта, очевидного и понятного окружающим — утрата части организма, развитие хронического заболевания, соответствующих способностей или возможностей, смерть домашнего животного или публичного лица и.т.п
Символическая утрата, это частот социальная или психологическая утрата, потеря чего-то неосязаемого, но символически значимого для человека, которая зачастую не признается окружающими как утрата, вызывающая чувства, требующие переживания в течение некоторого времени. Это могут быть и потеря работы, учебы, статуса, трудоспособности, физической привлекательности, потеря духовных ценностей или материальных ценностей, любимой игрушки (у детей), а также развод, выход на пенсию рухнувшие надежды, и пр. О ней и пойдёт речь в этой статье.
Любая реакция на утрату будет всегда развиваться сходным образом по содержанию, меняется только ее длительность и интенсивность. Формы же проявления могут быть различны и индивидуальны. Последствия кризиса утраты могут быть очень устойчивы и тянутся долгие годы, и включать в себя множество изменений и переживаний. Это совершенно естественный процесс, и его отсутствие может указывать на отклонение от нормы, оно не требует социального признания или оценки окружающих.
В целом можно отметить, что проживание символической утраты, это переход к новому через разрушение сложившихся защитных структур личности. Это необходимость начинать свою жизнь на новом уровне, на новой ступени развития, где часто требуется смена социальных ролей и принадлежности к определенной референтной группе и т. п. Решение этих задач требует от личности достаточной степени самосознания, саморегуляции, самоконтроля. Кризис утраты, это ступень, некий поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся основы предыдущей жизни, а новой еще не существует.
Дж.Вильям Ворден рассматривает реакции утраты не по стадиям или фазам, а через четыре задачи, решаемые последовательно и схожие по сути с теми задачами, которые решает ребенок по мере взросления и отделения от матери.
1) Признание факта потери.
Итак, очевидно, что невозможно начать переживать потерю до тех пор, пока сам факт потери не будет признан. В этот период так же, как потерявшийся ребенок ищет мать, человек машинально пытается войти в контакт с утраченным, машинально набирается телефонный номер, видит, “обознавшись”, кого- то на улице и т.д. Человек, который совершает описанные выше действия, в норме спохватывается и говорит себе «что я делаю». Может присутствовать избирательное забывание или отрицание необратимости потери. Отсюда синдром ложного ощущения ампутированной конечности. Люди, страдающие этим расстройством, ощущают, что их ампутированная конечность (или даже удаленный орган апендикс) все еще при них. Отрицание необратимости утраты состоит в надежде на восстановление утраченной связи магическим способом. Отрицание как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости. Часто мы видим, как уже уволенный или вышедший на пенсию человек первое время стремиться приходить на бывшую работу с какими-то вопросами, задачами или просто так, как будто ещё не отпускает свой статус. При отрицании значимости потери, человек оберегает себя от того, чтобы
столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. В случае с бракоразводным процессом отрицается значение случившегося, разрушенный брак обесценивается -“мы никогда не были близки” “он был плохим отцом” “я о нем не скучаю”.
2)Пережить боль потери.
Имеется в виду, что важно пережить все сложные чувства, которые сопутствуют утрате. Если горюющий не может почувствовать и прожить боль потери, которая есть абсолютно всегда, она должна быть выявлена и проработана с помощью терапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения, иначе все, что позволяет избегать или подавлять эту боль будет продлевать срок траура. Реакции боли индивидуальны и проявляется она по-разному. Иногда это просто отрицание мучительных мыслей, наличия боли, или других мучительных чувств. Боль может ощущаться и переживаться как апатия, отсутствие чувств. У горюющего часто нарушается контакт не только со внешней реальностью, но и с внутренними переживаниями. «Вроде ничего не чувствую, даже странно», «Я думал, это бывает иначе, какие-то переживания сильные, а тут – ничего». Выполнение этой задачи осложняется окружающими. Часто находящиеся рядом люди испытывают дискомфорт от сильной боли и чувств горюющего, они не знают, что с этим делать и посылают ему сообщение «ты не должен горевать», «должен быть сильным». Это пожелание окружающих часто вступает во взаимодействие с собственными защитами человека, и приводит к отрицанию необходимости или неизбежности утраты «Я не должна о нем плакать» или «Я не должен горевать», «Сейчас не время горевать». Тогда проявления утраты блокируются, эмоции не приходят к своему логическому завершению. Это может быть и избегание, допуск только позитивных мыслей, например о предстоящем «прекрасном времяпровождении на пенсии», вплоть до полной идеализации или избегание всяческих воспоминаний. Некоторые люди начинают с этой целью употреблять ПАВ, другие используют непрерывные путешествия, или непрерывную работу с большим напряжением, которое не позволяет задуматься о чем-нибудь, кроме повседневных дел. Одна из целей терапевтической работы с утратой — открыть и проживать боль, не разрушаясь перед ней, чтобы не нести ее через всю жизнь. Мы знаем людей обиженных на власть, режим, не давший реализовать возможности, и несущих эту боль всю свою жизнь.
3) Организация нового пространства.
Когда человек теряет что то значимое, он теряет не только объект, он теряет определенный уклад жизни, теряет часть своей личности, самого себя, то, что требовало выполнения каких-то действий или определенного поведения, исполнения каких-либо ролей, за что брал на себя часть обязанностей. Эта пустота должна быть восполнена и жизнь организована на новый лад. Семья может быть помощником в этом приобретении. Часто у горюющего вырабатывается новые способы преодоления возникших трудностей и перед ним открываются новые возможности, так что происходит переформулирование потери в нечто, имеющее и позитивный смысл. Это частый вариант успешного завершения третьей задачи. Например, после развода, женщина роль «успешной домохозяйки», может сменить на роль «успешного профессионала». Но утрата так же может приводить человека к сильному регрессу и восприятию себя как беспомощного, неспособного справляться с затруднениями и неумелого. Особенно этому подвержены люди, уволенные в пенсионном возрасте из глобальных социальных структур — это военные, медики, педагоги. Человек как бы продолжает жить в своей профессии, все его воспоминания и приятные моменты жизни «как бы застревают в прошлом». Тогда приходится работать с негативным образом себя у клиента в настоящем. Это требует времени, но постепенно, опираясь на становящийся более позитивным образ себя клиент научается успешно действовать в тех областях жизни, столкновения с которыми ранее избегал или не справлялся с ними. Прерывание выполнения этой задачи не дает приспособиться к потере. Люди работают против себя, сохраняя свою беспомощность. Часто такое поведение помогает избегать одиночества – друзья и близкие должны помогать и участвовать в жизни человека, пережившего утрату. В первое время это нормально, но в дальнейшем начинает мешать вернуться к полноценной жизни. Например, после физической телесной травмы семья начинает инвалидизировать пострадавшего, причем с лучшими намерениями. «Ты пережил такую трагедию. Зачем тебе работать, мы будем тебя содержать», таким образом мешая его возможности обретения нового социального статуса.
4) Новое отношение к потере и продолжение жизни.
Это перестройка эмоций или изъятие эмоциональной энергии из прежних отношений и помещение ее в новые связи. Чувства меняются и появляется возможность продолжить жить, вступать в новые эмоционально насыщенные отношения. И если предыдущие этапы пройдены, эта задача может решается довольно легко. Но в некоторых случаях может возникать страх того, что новая связь может тоже закончиться и придется снова пройти через боль утраты – такое бывает особенно часто, если потеря еще свежа. Например, могут снова уволить или я снова провалюсь на экзамене. Это и не доверие противоположному полу после развода. В других случаях выполнению этой задачи может противится близкое окружение, например начинаются конфликты с детьми, в случае новой привязанности у разведённой матери. За этим нередко стоит обида – мать для себя нашла замену отцу. Может мешать убеждение, что любят только раз, а все остальное — безнравственно. Это поддерживается культурой, особенно у женщин. Признаком того, что задача не решается, утрата не движется и не завершается часто бывает ощущение, что «жизнь стоит на месте», «я не живу», нарастает беспокойство. Завершением выполнения этой задачи можно считать, возникновение ощущения, что можно любить другого человека, другую работу, новое дело, и не просто сублимировать в деятельности, а получать от неё удовольствие, это способность адресовать большую часть эмоций новым впечатлениям и событиям жизни и любовь к утраченному не становиться от этого меньше, но она не поглощает, а приобретает «светлый оттенок».
Работа утраты завершена, когда человек способен вести нормальную социальную жизнь, он адаптивен и чувствует это, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно. Прошла восстановительная работа, которая позволила преодолеть внутренний разрыв жизни, обрести психологическую возможность жить по-новому «возродиться».