Эмоции морали
Наверное, нет на земле такого человека, который никогда бы не испытывал чувство вины.
Начиная с самого раннего детства. «Ну что ж ты у меня такой не умелый?» И уже опустив голову мы испытываем то самое, очень неловкое и не приятное чувство вины или стыда. «Почему ты разбил мою любимую чашку?» — очень распространённый вопрос многих родителей, вопрос на который нет ответа. А дальше взрослея уже не только родители, но и социум продолжают влияние на развитие этих эмоций. Предстать с выражением стыда на лице – это определённая угроза для «Я», особенно в юношеские годы, когда собственное тело и собственный образ относительно уязвимы. Р. Ангер утверждает, что такие слова родителей как «никогда не делай этого больше», «плохо», «как тебе не стыдно», интерпретируются ребёнком как признаки удаления и отделения и поэтому вызывают «тревогу зависимости». Чувство вины может перерасти в аутоагрессию и заблокировать всю нашу жизнедеятельность. Ну да, виновен. И дальше все… стена… ощущение маленького ребёнка, загнанного в угол. Это может лишить нас возможности анализировать ошибки, думать, как улучшить положение, найти правильное решение, что-то реально сделать, чтобы исправить ситуацию. За чувством вины могут прятаться боль, стыд, отверженность, недовольство собой, ненависть к себе, ощущение никчемности и все что там у этого маленького ребёнка в углу. Это переживание «я плохой», «я никто», «ничего у меня никогда не получится».
Стыд и вина.
Достаточно смешанные понятия, переживаются они в одних и тех же или похожих ситуациях. Если мы чувствуем стыд, то по тому, что это стало известно другим, это результат ожидания оценок или санкций за наши поступки. Вина связана с осуждением своих действий, нами самими, и, конечно, ее следствия это – раскаянье и осуждение себя самого. Для разных людей ситуации вызывающие стыд различны, то, что у одного вызывает стыд, другого только возбуждает, появится азарт, третий проявляет агрессию, у четвёртого, та же ситуация не вызовет ничего кроме страха.
Отрицательные эмоции обычно имеют явные мимические особенности выражения, но не чувство вины, видимо поэтому так сложно найти виновного. Если же вина признаётся, то как и стыд выражается опущенной головой и избеганием взгляда. При сильной вине лицо человека имеет вялое и тяжёлое выражение, горящее приливом крови лицо характерно для стыда. Вина тяжело отражается на разуме, сцены, вызывающие чувство вины, будоражат память и воображение, заставляя лихорадочно искать способ искупления, в то время как стыд быстротечен. С точки зрения психоаналитической концепции. Стыд возникает тогда, когда люди оказываются не в состоянии достичь своих целей и жить, реализовывая своё идеальное Эго. Вина возникает при нарушении ценностей или стандартов поведения, которые характеризуют Супер -Эго, совести, появляющейся после того, как дети усваивают представления о правилах и нормах поведения.
Норма и патология. Так ли страшна вина?
Слишком развитая совесть или наоборот низкий порог вины может привести к трудностям в адаптации, к психопатологии, невротическим расстройствам, депрессии. Тенденция психопатов к антисоциальным актам говорит о отсутствие у них такого чувство как вина. С одной стороны стыд увеличивает проницаемость границ и в то же время может играть большую роль в развитии самоконтроля и самостоятельности.
В процессе социализации, мы учимся скрывать свой стыд, с помощью механизмов защиты.
1. Отрицая сам факт переживания эмоции.
2. Забывая «стирая» ситуации из памяти.
3. Утверждая себя как личность, утверждая ее аспекты, которые не связаны с ситуацией стыда.
Важно иметь мужество не затянуть себя в «чувство вины», а получить расплату за совершённую ошибку, признавая, что каждый человек имеет право на ошибки, но несёт за это ответственность. Ответственность – это то, после чего отпускает и становится легче дышать. Это то, после чего хочется что-то делать: извиниться, искупить, исправить, начать по-другому. Это добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других, это стремление выполнять взятые на себя обязательства и, если они не выполнены, это готовность признать ошибку и возместить нанесенный ущерб, совершить те действия, которые нужны для исправления ошибки.
Таким образом чувство вины и стыда может стать мотивирующим фактором для саморазвития и самосовершенствования, достижения своих целей, если при этом человек сможет найти внутри себя ресурс, «вырастить» внутреннего травмированного ситуацией Ребенка, необходимого для появления функции Взрослого, способного опираться на себя, справляться с вызовами жизни. Эмоциональное принятие родителей образует наилучшую основу для развития здоровой совести и соответствующего порога вины, комбинация временного лишения, одобрения и стимуляция эмпатических реакций наиболее эффективная мера воспитательного воздействия на ребёнка.