Введение в клиническую психологию

  «Введение в клиническую психологию.»

Предмет и объект клинической психологии. Основные направления исследований. Пример определения клинической психологии в отечественной психологии (по Н.К. Корсаковой). Оппозиции подходов к определению клинической психологии. Пример определения клинической психологии с точки зрения идиографического подхода (по Е.Т. Соколовой). Объединение подходов в определении клинической психологии.

  «История формирования клинической психологии как науки.»

Период античности. Период средневековья. Эпоха Возрождения. Новое время. Новое время. Развитие научного метода. Возникновение клинической психологии как науки. Развитие клинической психологии как науки. Развитие клинической психологии в Европе. Определение клинической психологии (по Холмогоровой). Развитие клинической психологии в России.

  «Соотношение клинической психологии со смежными дисциплинами. Разделы клинической психологии.»

Нейропсихология. Направления нейропсихологии (по Е.Д. Хомской). Патопсихология. Психосоматика. Психология телесности. Интервенция: реабилитация, психокоррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Клиническая психология вне клинических условий. Практические задачи клинического психолога. Теоретические задачи. Личностные качества, необходимые клиническому психологу. Профилактика. Неспецифическая профилактика. Специфическая профилактика. Профилактика, ориентированная на популяцию или на отдельные группы населения. Индивидуально или системно ориентированная профилактика. Методы профилактики: информирование, консультирование, тренинг, интервенции, связанные с окружением (системой), кризисная интервенция. Научное обоснование и оценка профилактических программ. Диагностика Виды диагностики (по Н.К. Корсаковой). Экспертиза. Виды экспертизы. Роль патопсихолога в судебно-психиатрической экспертизе. Экспертиза аффекта. Основные модели психических расстройств. Медицинская модель. Психосоциальная модель. Биопсихосоциальная модель.

  «Понятие нормы в психологии.»

Норма как статистическое понятие. Норма как приспособленность к условиям жизни. Норма как идеал. Здоровье. Зрелая личность. Наблюдаемые проявления ненормальности. Объяснения ненормальности.

  «Методологические проблемы клинической психологии.»

Понятие регрессии. Модели регрессии. Виды регрессии. Распад – развитие. Кризисы развития. Методологические проблемы объективного исследования.

  «Методы клинической психологии.»

Классификация методов. Основные методы клинической психологии. Дизайн исследования. Анализ случая. Метод срезов. Лонгитюдный метод. Искусственный эксперимент. Естественный эксперимент. Надежность, валидность, сензитивность, специфичность, положительная предсказательная способность, отрицательная предсказательная способность теста.

  «Проблема объяснения в клинической психологии.»

Структура и составные элементы модели научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма. Структура и составные элементы модели дедуктивно-номологического научного объяснения Гемпеля и Оппенгейма (условия адекватности). Диспозиционные объяснения. Историко-генетические объяснения. Ситуационные, несовершенные объяснения. Методологические проблемы объяснительных моделей. Модель основного эффекта. Модель интеракции. Модель трансакции.

  «Развитие психических расстройств.»

Факторы предиспозиции. Запускающие факторы. Поддерживающие и хронифицирующие факторы. Соотношение внешних и внутренних факторов в этиологии. Каузальная цепь биомедицинской модели.

  «Отношения психолога и пациента.»

Концепции медицинского поведения. Типы копинга.

  «Концепции медицинского поведения. Типы копинга.»

Категориальная классификация. Дименсиональные классификации. Типологическая классификация. Пример типологической классификации: Кречмер. Ганнушкин. Нозологическая квалификация. Ненозологические классификации. DSM – IV. МКБ – 10. Проблема коморбидности. Дименсиональная классификация. Симптом и синдром. Симптом и синдром в медицине. Симптом и синдром в клинической психологии.

  «ОСЬ 1 DSM-4-TR.»

Диагнозы Оси I.

  «Шизофрения.»

«Индекс реальности» П. Жане. Культурные и социально- экономические факторы. Факторы прогноза. Этиология. Психосоциальные теории. Когнитивные теории. Теория личностного дефекта. Психоаналитические теории. Полиэтиологическая модель. Классификация.

  «Бредовые (параноидные) расстройства.»

Основные типы бреда. Психоаналитические теории. Параноидное псевдосообщество. Факторы хорошего прогноза.

  «Расстройства настроения (аффективные расстройства).»

Распространенность. Социально-демографические факторы. Основные формы (МКБ-10). Основные симптомы депрессии. Основные симптомы мании. Генетические факторы. Бихевиористская модель депрессии. Методы бихевиоральной психотерапии. Методы бихевиоральной психотерапии. Когнитивная модель депрессии. Когнитивная триада (A.A. Beck). Когнитивные ошибки. Сравнительные характеристики примитивного и зрелого мышления. Методы когнитивной психотерапии. Психоаналитическая модель депрессии. Структура аффектов и эмоций.

  «Расстройства аффективного спектра. ОСЬ 1 DSM-4-TR.»

Рубрика F4 в МКБ-10. Неврастения. Тревожно-фобические расстройства. Общая психология тревоги. Клиническая психиатрия тревоги. Клиническая психиатрия тревоги. Когнитивная модель тревожных расстройств (на примере ПА). Бихевиоральная модель тревожно-фобических расстройств. Психоаналитическая модель тревожно-фобических расстройств. Основные модели психотерапии тревожных расстройств. ПТСР. Соматоформные расстройства (F45). Бихевиоральная модель соматоформных расстройств. Когнитивная модель соматоформных расстройств. Психодинамическая модель соматоформных расстройств. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44). Эпидемиология конверсионных расстройств. Диссоциативные расстройства. Психологические механизмы конверсионных и диссоциативных расстройств. Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами. Эпидемиология. Этиология.

  «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте. ОСЬ 2 DSM-4-TR.»

Расстройства личности в в МКБ-10. Эпидемиология расстройства личности. Психологические концепции. Клинические концепции. Социологические концепции. Систематика. Кластер А. (1) Параноидное расстройство личности. Кластер А. (2) Шизоидное. Кластер А. (3) Шизотипическое. Кластер В. (4) Гистрионное (истерическое). Кластер В. (5) Нарциссическое. Кластер В. (6) Пограничное. Кластер В. (7) Антисоциальное. Кластер С. (8) Избегающее. Кластер С. (9) Зависимое РЛ. Кластер С. (10) Обсессивно-компульсивное. Категории, «требующие дальнейшего изучения». (11*) Пассивно-агрессивное.

  «Клиническая психология в соматической медицине.»

Инсайт. Модели изучения инсайта. Инсайт в отечественной психологии. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Чувственная ткань болезни. Первичное означение болезни. Болезнь как семиотическая система. Обыденное осознание. Модели соотношения иррационального и рационального в сознании. Условия использования мифологического мышления в оценке ситуации. Группы мифов. Семиотическая схема лечения. Стигматизация и самостигматизация. Самостигматизация.

  «Психосоматика.»

Гипотезы. Психологический онтогенез телесных функций. Планы психосоматического развития. Итог психосоматического развития. Изменение ССР. Алекситимия. Классификация психосоматических расстройств. Этиология. Факторы риска. Факторы предиспозиции. Проблема специфичности в психосоматике. Поведение типа А. Патогенез. Факторы хронификации и протекции.

  «Психология телесности.»

Предмет. Проблемы психологии телесности.

  «Патопсихология.»

Практические задачи патопсихологии. Научно-фундаментальные задачи патопсихологии. Основные положения культурно-исторического подхода. Обязательные требования к построению патопсихологического исследования. Принципы построения патопсиходиагностического исследования. Принципы построения патопсиходиагностического исследования. Этапы исследования. Основные положения культурно-исторического подхода. Шизофрения. Феномен диссоциации психики. Эпилепсия. Синдром при шизофрении (Зейгарник). 2 варианта синдрома при Шизофрении (Поляков). Синдром при Эпилепсии. Нарушения памяти. Нарушения мышления (Зейгарник).

  «Нейропсихология.»

Основные задачи. Основные положения. Основные направления. Пересмотр понятия «функция» в работах Лурия. Пересмотр понятия «локализация» в работах Лурия. Пересмотр понятия «симптом» в работах Лурия. Основные понятия теории системной динамической локализации психических функций. Основные положения синдромного анализа. Основные задачи синдромного анализа. Нейропсихологический фактор. 3 уровня анализа факторов. 3 блока мозга. Нейропсихологическое исследование.

  «Исследования эффективности психотерапии.»

Основные направления психотерапии. Предпосылки для решения проблемы оценки эффективности. Критерии эффективности. Факторы эффективности. Проблемы оценки эффективности. Ранние исследования эффективности психотерапии (Р. Найт, 1941). Работа Айзенка (1952). Menninger Foundation’s Psychotherapy Research Project (1959-1973). Выводы (Р. Валлерштейн, О. Кернберг, 1973). Результаты проекта Consumer Reports (1990). Другие исследования.